Как научить ребенка читать?
Сколько стоит репетитор начальных классов
Готовимся к детскому саду


Главная страница
Информация о себе
Информация о сайте
Форум
Обратная связь
Новости нашего сайта


Православные имена 1. (по имени)
Выбор имени
Православные имена 2. (по месяцам)
Это важно знать
Девять месяцев
Семья в ожидании ребенка
Что такое перинатальное воспитание и зачем оно нужно?


Мама на кухне
Развивающие игры
Праздники для детей и взрослых
Маме на заметку
Говорим правильно
Рисовалки малышам
Затейкины идейки
Мастерок
Остров Нельзяндия
Развиваем логику
Для малышей - развивалочки
Для малышей - показалочки
Раскраски
Учимся читать
Учимся считать
Тесты для всей семьи
Оч.Умелые ручки!
Мамино здоровье


Вартовчата
Наш город
Наши встречи!
Конкурс Новогодние костюмы-2009

Роль сверстников

         Ключ к нравственному развитию ребенка – его взаимоотношения со сверстниками, соучениками.
          Многие виды деятельности детей на первый взгляд не имеют прямого отношения к нравственности. Но именно включение в многогранную учебную, трудовую и другие виды деятельности – необходимое условие нравственного воспитания. Но сам результат деятельности еще ни о чем не говорит. Мотивом деятельности может быть желание сделать окружающую жизнь интереснее или желание самому получить какое-то поощрение. Понятно, что только в первом случае ребенок будет действовать как общественник. В любой деятельности могут возникать разные нравственные отношения: солидарности, взаимопомощи, требовательности, совместное переживание успехов и неудач или, напротив, отношения, связанные с проявлением эгоизма, честолюбия, тщеславия, зависти. Поэтому-то и надо внимательно присматриваться к взаимоотношениям детей и направлять их.
          Внимательно следите за поведением своего ребенка.  Родителям не следует доверяться ощущениям, что они знают своего малыша хорошо, не следует полагать, что он такой же, какими были они сами всего 30 лет назад. Современный ребенок не тот, какими были дети несколько десятилетий назад.
Изменилась семья. Резко поднялся ее образовательный и общекультурный уровень. Далее, дети растут в сравнительно малочисленных семьях, дедушки и бабушки живут зачастую отдельно, не все дети имеют братьев и сестер. Появилось множество различной техники: компьютеры, видео,  электронные игры, мобильные телефоны и пр. Имейте в виду ! Информация о взрослой жизни стала более чем доступна для детей!!!
          Очень многие исследователи – социологи, демографы, психологи, педагоги – считают, что в случае, когда в семье растет один ребенок, воспитательные возможности ее резко снижаются. Вот характерное мнение: «Однодетная семья не может быть признана полноценной. В ней господствует чрезмерная боязнь за судьбу ребенка, который занимает положение «светила», вокруг которого вращаются все «планеты»: мать, отец, дети, бабушки и т.д., что создает почву для воспитания в нем эгоизма».
          Разумеется, было бы неправильно утверждать, что все эти последствия неизбежны. Все зависит от мудрости и педагогической грамотности родителей, от того, находят ли они верную линию в воспитании, верный тон общения с ребенком, но в любом случае единственный ребенок в семье более труден для воспитания. Впрочем, дело не только в родительских трудностях. Труднее и самому ребенку. Если  у него есть братья и сестры, его мироощущение, как правило, оказывается более полным, он чувствует себя более уверенным и защищенным.
          С другой стороны, большинство детей посещает ясли-сад, у них есть достаточно широкий опыт общения, они не теряются в большом коллективе, легко обращаются к учителю с вопросом, не застенчивы.
           В жизни современного младшего школьника заметно возрастает роль сверстников. Если ранее, все годы учения в начальной школе, ребенок, безусловно, ориентировался на нормы поведения и ценности, исходящие от учителя, то сейчас, особенно к третьему классу, особенно заметна ориентация на мнение сверстников.           Но дети, хотя и играют в свободное время вместе во дворе, на улице, однако в гости друг к другу они ходят значительно реже. Этому препятствуют родители, которые, видимо, слишком ревностно заботятся о чистоте и порядке в доме. Сейчас ребенку трудно добиться разрешения сделать корабль из перевернутого стола или поезд из стульев, трудно принести в дом различные необходимые детали.
          Впрочем, сами же родители в будущем, и, причем в недалеком будущем,  пожалеют о своих запретах. Ребенок постарается найти место, куда весь этот, с точки зрения родителей, хлам можно понести. Конечно, это может быть какой-то школьный клуб, где понимают интересы детей, но это может быть и «уличный клуб», потайное от родителей и учителей место, у которого свои законы, требования и ценности, весьма отличающиеся от требований школы и семьи.
У школьника значительно расширяется круг общения: у него есть товарищи по классу и совместной работе, по внешкольным занятиям. Товарищ ребенку необходим как партнер в играх, как человек, с которым можно обсудить школьные дела; с товарищем он чувствует себя увереннее, чем тогда, когда остается в одиночестве.
          Нравственный облик ребенка зависит от того, будут ли повседневные его отношения с окружающими складываться на основе уважения, доброжелательности, умения входить в положение другого человека, товарищеской помощи, или же на основе зависти, тщеславия, желания добиваться своих целей любой ценой.
Психологи установили, что большинство младших школьников положительно относятся к совместной работе с товарищами, она им нравится, потому что вызывает яркие переживания («я всегда жду своего товарища, без него скучно» и т.д.). Значительная же часть детей, примерно каждый четвертый, любит играть и работать в одиночку, мотивируя это различными причинами, например: «Ребята только отвлекают» и др.
Как правило, дети знают простые правила сотрудничества, но изучение фактического поведения младших школьников показывает, что, несмотря на то, что их отношение к совместной деятельности положительное, и они имеют элементарные представления о правилах сотрудничества, меньшая часть детей могла согласовывать свои интересы с желаниями других не ссорясь, другие же дети не могли долго работать, играть вместе.
          Понятно, что правильная организация учения – непосредственно дело педагогов. Работа детей на уроке, при правильной ее организации, рождает отношения, свойственные совместному труду вообще. Это отношение каждого участника к своему труду, как к общему, умение действовать с другими, взаимная поддержка и требовательность, умение слушать высказывания и ответы других, отстаивание своего мнения, правильное отношение к успехам и неудачам товарищей, к своим собственным.
          В совместном труде, игре особенно важно, чтобы необходимое в совместной работе сотрудничество строилось только на принципе равенства и уважения друг к другу. В противном случае получение хорошего результата бывает связано с накоплением безнравственных отношений, когда активные дети несправедливо захватывают себе более интересную часть работы, подчиняя себе неумелых.
Представление о товариществе, справедливости, добре, которое дети получают на уроках и эстетических беседах, не всегда и сразу становятся действенным регулятором их поведения и взаимоотношений. Дети знают, что надо быть добрыми, справедливыми, и не знают, как поступать в том случае, когда так велико желание самому получить интересную роль, игрушку, поручение.
         Поэтому для детей нужны правила, касающиеся ситуаций, где чаще всего возможно возникновение неправильных взаимоотношений. Это ситуации, связанные с распределением обязанностей, ролей, поручений, оказанием поддержки, помощи. Именно здесь возникает необходимость в нормах, связанных со справедливостью и товариществом. Правила помогают предъявить разумные и обоснованные требования к поведению друг друга.
         Одной из проблем являются отношения между мальчиками и девочками в начальной школе. Известно, что мальчики, как правило, избегают девочек, стараются их не замечать, предпочитают не принимать их в свои мальчишеские игры. Многие девочки настороженно относятся к мальчикам. Чувствуется не боязнь, но скорее некоторое недоверие к мальчикам, ожидание агрессивности с их стороны.
Для нравственного воспитания мальчиков и девочек особую роль играет разнополый коллектив детей – тогда первичный опыт меж полового общения приобретается легко и естественно, при умелом воздействии педагога между мальчиками и девочками формируется «здоровые» дружеские или просто товарищеские отношения.
         Известно, что девочки младшего школьного возраста более активны, чем мальчики, они более добросовестны, ответственны. Наблюдая за ними, мальчики стремятся походить на них, стать ответственными и инициативными членами коллектива.
Педагог должен обязательно прививать глубокое уважение мальчиков, будущих мужчин, к женскому полу, материнству. Совместное обучение мальчиков и девочек развивает терпимость друг к другу, что понадобится для дальнейшей семейной жизни. Поэтому так важно создавать классы с примерно одинаковым процентным соотношением мальчиков и девочек.
         Младший школьный возраст – время, когда есть большие возможности для того, чтобы у ребенка складывались важные черты, определяющие дальнейшее место в его жизни. Важен период, когда отношения школьников выходят за рамки учебной деятельности, у ребят возникают интересы, связанные с внеклассной и внешкольной работой, с общественными делами. Их совместная жизнь становится более разнообразной. Вместе с тем, она предъявляет свои требования по отношению детей друг к другу и их поведению. Необходимо считаться с мнением товарища, согласовывать свои поступки с правилами и традициями, принятыми в данном коллективе, осваивать нормы поведения.
         В школе ребенок встречается с четкой развернутой системой моральных требований. Школьник сознательно подчиняет свои побуждения тем общим ценностям и задачам, которые стоят перед ним и его сверстниками, учится управлять своим поведением.
По мере того, как расширяется круг общения ребенка, как в классе складывается коллектив сверстников, в котором уже распределены роли и обязанности, есть определенные требования к поведению его членов, по мере развития всего этого происходит накопление нравственного опыта ребенка.
         В зависимости от того, как к человеку – учащемуся – относятся в коллективе, у него формируется самооценка. Если ребенок пользуется симпатией в классе, он скорее всего станет лидировать, и у него выработаются такие качества, как оптимизм, инициативность, он будет уверен в своей правоте, уважать других (если, конечно, сверстники не будут слишком преувеличивать с оценкой и у ребенка не появится завышенной самооценки). Негативное, недружелюбное отношение к ребенку в коллективе формирует у него такие качества, как пассивность, неумение и нежелание высказывать свою точку зрения, подчас ненависть к окружающим, агрессивность и другие черты.
        Педагогу необходимо влиять на отношения в коллективе, нужно стремиться к тому, чтобы у ребенка с самого начала самооценка складывалась правильно: чтобы он не переоценивал себя, не был зазнайкой, не страдал от неуверенности в себе, которая ограничивает проявление его духовных способностей.
        Побуждения, связанные с переживаниями сочувствия, дружелюбия, чувства долга находят свое выражение тогда, когда школьники готовят подарки для маленьких детей в детском саду, вместе сажают деревья и т.д. В такого рода поведении нравственные чувства развиваются и углубляются, превращаются в действенную силу, побуждающую к хорошим поступкам.
Таким образом, влияние сверстников на формирование личности ребенка очень велико, и как будут складываться отношения между индивидуумом и обществом, так в конечном итоге и сложится жизнь человека, его отношение к окружающей действительности, его социальный статус.
Поэтому, педагогу необходимо умело управлять сложившимися в коллективе отношениями, чтобы сформировать всесторонне развитую гармоническую личность.


Медицинские учреждения
Свою помощь предлагают
Вашей помощи ждут
Учреждения культуры и образования
Социальная поддержка семьи и детей в г.Нижневартовске (все о выплатах)
Детские сады
Школы
Театры


Советы - опытные мамы советуют
Советы - авторские методики
Советы специалистов из УСО ХМАО - Югры Центра социальной помощи семье и детям "Кардея"
Советы - взаимоотношения детей
Советы по воспитанию
Советы по грудному вскармливанию
Cоветы - молодой маме.
Советы - школа и дети
Советы - обо всем понемногу.
Советы - малыш в детском саду
Советы - Семь и Я
Советы - вопросы и ответы
Советы - развитие малышей
Советы - здоровье вашего ребенка.
Советы - все о ЖЕНЩИНЕ
Советы - польза или вред
Советы - адаптация после декретного опуска
Советы - о детских неврозах и страхах.
Советы - кризисы, возрастные особенности
Советы- дети и развод
Советы - психологические особенности детей


Устами ребенка
Есть такая профессия - мама
Дни рожденья вартовчат
День рожденья наших родителей.


Колыбельные
Потешки
Загадки
Русские народные сказки
Песенки и сказки разных народов
Стихи детям
Афоризмы про детей и их родителей